First Slide


Second Slide


Third Slide

Теория социальных ограничений и практика их снятия

Цикл лекций «Теория социальных ограничений и практика их снятия»

 

Преподаватель-разработчик – доктор философских наук, доцент по кафедре философии, профессор кафедры культурологии, международных и региональных отношений НОУ ВПО “Институт языков и культур имени Льва Толстого” автор более 120 публикаций (в т.ч. нескольких монографий) В.В. Михайлов

 

 

 

Аннотация

 

 

Можно ли быть свободным, не зная своих ограничений? Можно ли жить, не имея свободы? Нельзя, потому что свобода является базисом жизни: не будет свободы дышать или двигаться и жизни не будет! Следовательно, свобода является базовой, первостепенной потребностью человека. Однако в повседневной суете и при помощи корыстолюбивых властей многие об этом забывают. Но мы, в наличном обществе, мире не имеем не только полной свободы, но даже и многих маленьких свобод, которые, казалось бы, должны принадлежать нам по праву. Почему дикие животные имеют право свободного передвижения по Земле, а «царь природы» человек не имеет? Почему животное имеет право для бесплатного получения всех необходимых для его жизни ресурсов, а человек не имеет? Таких «почему» может быть очень много. Но как найти ответы на эти вопросы в теории и практике? Как расширить пределы своей свободы и снять с себя негативные социальные ограничения? Теоретическому и практическому изучению и разрешению указанных проблем и противоречий и посвящен данный цикл лекций. Материалы лекций базируются в основном на двух авторских монографиях, опубликованных в 2018г. «Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и свобода от общества»[1] и «Система социальных ограничений»[2]. Цикл лекций строится как элемент дополнительного образования для взрослых (совершеннолетних) учащихся и может в зависимости от их пожеланий включать в себя лекционные, семинарские и тренинговые формы представления и обучения. Образовательная философия курса базируется на концепции «свободного воспитания» К.Н. Вентцеля и когерентных с ней методиках, практиках и идеях. Суть свободного воспитания – в опоре на личные потребности и интересы учащихся, развитии их талантов и способностей, вместо механического запоминания, заучивания и воспроизведения различных учебно-поведенческих программ, как это практикуется в общепринятом «госстандартном» образовании. Одна из задач курса, научить слушателей учиться самостоятельно, получить навыки самообучения.

  

Цели:

– ознакомить участников с основными авторскими идеями: теорией социальных ограничений, а также теорией и практикой снятия негативных социальных ограничений, расширения личной и общественной свободы. Научить учащихся самостоятельно мыслить в понятиях социального ограничения и свободы, различать и видеть в обществе различные формы и уровни наличной системы социальных ограничений. Выстраивать собственное мировоззрение на различных уровнях, как инструмент противодействия принудительной социализации, социальному программированию и порабощению. Дать основные навыки снятия с себя негативных концептуальных, идеологических, языковых, этических, экономических, информационно-образовательных и прочих форм социальных ограничений.

Повысить общий интеллектуальный, культурный и образовательный уровень слушателей. Знание системы социальных ограничений и навыки снятия их негативных проявлений имеют большое значение для профессиональной подготовки и деятельности частных предпринимателей, лиц творческих профессий (художников, писателей, артистов, музыкантов), общественных активистов, преподавателей, правозащитников и т.п. В целом они важны, прежде всего, для социально и творчески активных людей, не ориентированных на стадный, конформистский образ жизни, мышления и поведения. Для тех, кто занимает активную жизненную позицию, хочет «сделать себя сам», внести в общество и его культуру что-то новое, ориентирован на активное саморазвитие, личностный и духовный рост и самореализацию. Все такие люди сталкиваются в своей жизни с многочисленными препятствиями, помехами и барьерами, преодолевать которые поможет освоение предложенного материала. В общественном плане материалы лекций должны помочь развитию у нас свободного и «безбарьерного» общества.

           Но лекции полезны для любого культурного человека, так как способствует формированию активной жизненной позиции, лучшему пониманию различных процессов, происходящих в современном обществе, общественном и индивидуальном сознании людей. Знание системы социальных ограничений помогает формированию нравственного и самостоятельного поведения, а также могут стать одной из основ современной «свободной педагогики», важнейшим элементом воспитания детей, поэтому он полезен будущим и настоящим родителям.

Темы для обсуждения на конференции:

  1. Понятие социальных ограничений и их определение.
  2. Базовые формы социальных ограничений.
  3. Особенности системы социальных ограничений.
  4. Структура социальных ограничений: авторская модель.
  5. Динамика и циклы развития систем социальных ограничений.
  6. Функции социальных ограничений.
  7. Методы реализации социальных ограничений.
  8. Проблема снятия негативных социальных ограничений
  9. Идеология и технология снятия социальных ограничений по уровням:
    • Концептуальные и идеологические ограничения
    • Языковые ограничения
    • Этические ограничения
    • Эстетические ограничения
    • Онтологические и гносеологические ограничения
    • Политические ограничения
    • Правовые ограничения
    • Экономические ограничения
    • Информационно-образовательные ограничения
    • Технико-технологические ограничения
    • Военно-силовые ограничения
    • Социально-структурные и демографические ограничения

 

Цикл лекций и круглых столов рассчитан на 36 часов.

[1] Михайлов В.В. Социальная свобода: идеология и технология освобождения человека. Свобода в обществе и свобода от общества. – [б.м.] Издательские решения, 2018. – 266 стр. https://ridero.ru/books/socialnaya_svoboda_ideologiya_i_tekhnologiya_osvobozhdeniya_cheloveka/

[2] Михайлов В.В. Система социальных ограничений. – [б.м.] Издательские решения, 2018. – 356с. https://ridero.ru/books/sistema_socialnykh_ogranichenii/