First Slide


Second Slide


Third Slide

Философский клуб

Цикл лекций и круглых столов

Философия религии, теологии, эзотерики

 

 

Преподаватель-разработчик – доктор философских наук, доцент по кафедре философии, профессор кафедры культурологии, международных и региональных отношений НОУ ВПО “Институт языков и культур имени Льва Толстого” автор более 120 публикаций (в т.ч. нескольких монографий) В.В. Михайлов

 

Аннотация

 

 

Религия в постсоветской России, особенно в условиях формально-юридически провозглашённой государственной деидеологизации стала во многом заменой господствовавшей ранее идеологии, а с другой стороны стала наряду с эзотерикой, мистикой и оккультизмом заполнять мировоззренческие пустоты, возникшие в результате постмодернистской эрозии научно-материалистического мировоззрения эпохи Модерна, начавшейся в Западной Европе в XVII веке. Относиться к этому можно по-разному, но религиозный ренессанс и процессы сакрализации общественного сознания и бытия в постсоветском мире налицо. Подобные социальные процессы и соответствующие им изменения в общественном и индивидуальном сознаниях делают курсы религиоведения очень актуальными. И молодые и уже взрослые люди, несомненно, должны ориентироваться в этой части культуры и социальной реальности. В этом им должен помочь данный авторский спецкурс, особенностью которого является рассмотрение религии, теологии и эзотерики с позиций философии, то есть критического и антидогматического свободомыслия, а не конфессиональной теологии, склонной убеждать нас в истинности только её вероучения и ложности всех прочих. Подобный подход к религиоведению очевидно не объективен и пристрастен. Другой тип искаженного исследования религии представляла и представляет собой материалистическая (ранее у нас ещё и марксистская) наука. Такие курсы обычно называются религиоведением. Здесь априорно утверждается истинность научно-материалистической догматики, исходя из которой религия (а заодно с ней теология и эзотерика) рассматриваются как наборы заблуждений, т.е. ересей по отношению к материалистической догматике.

 Философия в данном курсе  ставится над религией, эзотерикой и теологией, становясь точкой их исследования, что является оригинальностью и преимуществом данного курса, потому что так мало кто поступает. Может возникнуть естественный вопрос: почему в название спецкурса вынесены целых три изучаемых предмета, и можно ли их раскрыть в небольшой по объёму учебной программе? Причины строенного спецкурса  – это стремление комплексного раскрытия всех трёх означенных в его названии сфер духовной жизни индивида и общества, которые тесно взаимосвязаны. Ведь узко понимаемое научное религиоведение легко может пройти мимо различных внеконфессиональных форм духовной жизни: магии, эзотерических учений, оккультных наук, тайных обществ, которые тесно связаны с религией и религиозным сознанием. Тем более что интерес к эзотерике, в том числе и среди молодёжи, достаточно высок. Теология (богословие) представляет собой достаточно рационализированный взгляд на религиозную реальность, но не из вне религии, со стороны науки, что обычно характерно для религиоведения, а изнутри самой религии и религиозного сознания. Таким образом, обращение к религиоведческому и теологическому ракурсу рассмотрения феномена религии позволяет увидеть его более целостно, комплексно и многогранно, а не односторонне. Важен здесь и просветительский компонент: если религиоведение и история религий являются в России давними, известными и достаточно устоявшимися дисциплинами, то эзотерика и теология, особенно внеконфессиональная – явления новые, малоизвестные в обществе. Например, по эзотерике, как учебной дисциплине в России пока существует только один полноценный учебник В.Н. Назарова[1] (являющийся одним из базовых для данного курса), выпущенный в крупном издательстве в 2008 г., хотя за рубежом существует даже такая дисциплина как эзотероведение. По теологии также учебников мало. Поэтому обращение к данным дисциплинам в курсе позволит учащимся хотя бы разобраться, что это такое. Тройственность спецкурса делает его небольшим по каждой из дисциплин и информативно-обзорным, но позволяющим каждому учащемуся на основе индивидуальных предпочтений и интересов углубиться в тот или иной раздел. Также структура спецкурса позволяет гибко варьировать его в зависимости от интересов и потребностей студентов и факультетов.

Программа учебного курса (спецкурса) «Философия религии…» была подготовлена в соответствии с государственным стандартом для высшей школы и представляет собой программу курса по выбору ГСЭ.

В зависимости от заинтересованности  учащихся отдельные темы могут читаться как в объеме 2-х, так и 4-х часов, или же две темы могут быть объединены в одной лекции.

В материалах курса даны ссылки на интернет ресурсы религиоведческих, эзотерических, теологических, философских текстов, сайтов и программ тестирования по философии, в том числе ссылки на видео и музыкальные программы, позволяющие привнести в изучение спецкурса игровой и развлекательный элемент.

 

ЦЕЛЬ Курса

– ознакомить участников с основными религиозными конфессиями и направлениями религиозно-философской и эзотерической мысли прошлого и современности, дать представление об этапах и логике развития религии и религиозного сознания, научить учащихся самостоятельно мыслить в религиозных категориях, разбираться в религиозной и эзотерической картинах мира, сформировать у студентов представления о религиозной картине современного мира и навыки многофакторной оценки в сфере религии, способности понимания мировых и региональных тенденций развития религиозной жизни. Повысить интеллектуальный, культурный и образовательный уровень студентов. Религиоведение имеет большое значение для профессиональной подготовки педагогов, специалистов по работе с детьми и молодёжью, как, впрочем, и для любого культурного человека, так как способствует формированию собственной мировоззренческой и идеологической позиции, воспитанию патриотизма, лучшему пониманию различных процессов, происходящих в современном обществе, существенно облегчает межкультурную коммуникацию, так как многие культурные различия имеют в своей основе религиозные причины. Религиозная грамотность способствует веротерпимости и толерантности в обществе, снижает риски развития религиозного фанатизма и терроризма.  

 

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Тема 2. РЕЛИГИЯ: ЕЁ СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

Тема 3. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕЛИГИЙ. РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Тема 4. ХРИСТИАНСТВО: ИСТОРИЯ, ВЕРОУЧЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ИСЛАМ: ИСТОРИЯ, ВЕРОУЧЕНИЕ, КУЛЬТ

Тема 5. НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ И СЕКТЫ

Тема 6. ЭЗОТЕРИКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ, ЯЗЫК, СТРУКТУРА ЗНАНИЙ И ТАЙНЫХ ОБЩЕСТВ

Тема 7. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И НАУКИ

Тема 8. ОСНОВНЫЕ ОККУЛЬТНЫЕ ДОКТРИНЫ

Тема 9. ТЕОЛОГИЯ КАК ФОРМА РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Цикл лекций рассчитан на 36 часов.