First Slide


Second Slide


Third Slide

Программа “Латинский язык”

НОУ ВПО «Институт языков и культур имени Льва Толстого»

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ (ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК)»

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

 

 

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Изучение латинского языка имеет не только чисто практическое, но и общеобразовательное значение. Практическое значение состоит в том, что на латинском языке написано много важных памятников по истории, философии, дипломатии и другим отраслям знаний. Общеобразовательное значение обусловлено тем, что этот язык в течение более полутора тысяч лет был языком европейской науки, языком школы, церкви, важнейшим средством международного культурного, научного, дипломатического общения. До настоящего времени латинский язык остается международным языком ботаники, зоологии, медицины, католической церкви.

Целью изучения латинского языка на гуманитарных факультетах является овладение определенной латинской лексикой, формирование навыков перевода латинских текстов.

Курс латинского языка призван выработать культуру филологического анализа источника, написанного на латинском языке, облегчить усвоение новых европейских языков, углубить понимание русского языка. В соответствии с этими целями студенты должны приобрести твердое знание основ латинской грамматики, овладеть определенным запасом латинской лексики.

Дисциплина ориентирует на стимулирование интеллектуального развития личности студента в аспекте гуманизации и гуманитаризации современного российского образования и ставит своей целью повысить образовательный и культурный уровень будущих лингвистов, культурологов и регионоведов.

 

  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

 

Даная учебная дисциплина относится к блоку дисциплин профиля «Перевод и переводоведение», «Культурология», «Регионоведение», что означает формирование в процессе обучения у студента профессиональных знаний и компетенций в рамках выбранного направления. Учебная дисциплина является частью читаемых кафедрой дисциплин в области профессионального цикла. Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «История лингвистических учений».

  1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДРЕВНИЕ ЯЗЫКИ И КУЛЬТУРЫ»

В результате изучения курса «Древние языки и культуры» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

 

Наименование компетенции
владеет определенными знаниями в области латинского языка (фонетика, грамматика, лексика, синтаксис)
владеет определенными знаниями античной культуры (история античной культуры, Рима и латинского языка)
умеет переводить тексты с латинского на русский язык
знает ряд высказываний (афоризмов) на латинском языке

 

В результате изучения курса обучаемые должны знать:

– фонетику языка;

– грамматику языка;

– синтаксис языка;

– лексический минимум – наиболее известные крылатые выражения (около 100;

– историю языка и древнего Рима;

– историю античности.

уметь: перевести с помощью словаря текст средней сложности с латинского языка на русский, узнавать латинизмы в изучаемых (европейских) языках и объяснять их происхождение. Владеть навыками грамматического разбора и перевода.

быть ознакомленными:

– с лексическими и морфологическими особенностями языка;

– с основными закономерностями исторического развития латинского языка;

– с влиянием латинского языка на европейские языки и историю Европы.

 

 

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные сведения из истории латинского языка.

 

Понятие «латинский язык». Краткие сведения о периодах развития латинского литературного языка в античное время. Латинский язык в средние века; в эпоху Возрождения; в XVII – XVIII вв. Памятники латинской письменности и степень их сохранности. Народная латынь и возникновение ее на основе романских языков. Влияние латинского языка на германские языки. Латинские заимствования в новых языках и и слова с индоевропейскими корнями. Латинские основы международной терминологии. Краткая характеристика латинского языка как индовевропейского языка синтетического строя. Общеобразовательное значение латинского языка. Международные латинские термины, выражения, изречения.

 

Письмо и фонетика.

 

Латинский алфавит и его происхождение. Прописные буквы в названиях народов, в прилагательных и наречиях, производных от этих названий. Звуки и буквы латинского языка. Простые гласные. Дифтонги / аи, ей/ и диграфы /ае, ое/. Произношение согласных звуков и сочетаний с, ngu, qu,ti. Происхождение буквосочетаний ch,ph,rh,th и чтение их. Соотношение латинского произношения и написания с произношением и написанием в современных языках.

Долгота и краткость звуков и слогов. Правила латинского ударения. Соотношение ударения и количества гласного. Основные законы исторической фонетики: ассимиляция согласных, закон ротацизма, закон редукции гласного в срединном слоге.

Морфология.

 

Флективный характер латинского языка. Соотношение грамматического строя латинского языка с грамматическим строем новых языков.

Существительное. Грамматические категории имен существительных: род, число и падеж; флексии -родовые и падежные.

Деление имен существительных на пять склонений, восходящее к конечному звуку индоеропейских основ. Практические способы определения типа склонения. Правила склонения имен среднего рода. Два способа образования именительного падежа: сигматический и асигматический.

1-е склонение. Основа и род имен существительных. Случаи слияния конечного гласного основы с падежными окончаниями и выпадения гласного основы.

2-е склонение. Основа и род имен существительных 2-го склонения. Видоизменение основы. Соотношение 1-го и 2-го склонений: общие признаки и различия.

3-е склонение. Три типа склонения: согласный, гласный и смешанный. Образование форм именительного падежа. Фонетические изменения основы в формах Nominativus singularius и в косвенных падежах. Важнейшие особенности 3-го склонения.

4-е склонение. Основа и род

 

Leave a Reply

" " " " " " " "